1. Цель и задачи дисциплины: Обеспечить обучающегося необходимой информацией для углубления и систематизации знаний по новым актуальным вопросам инфекционной патологии, не нашедшим должного изложения в основном курсе преподавания предмета, с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело» (040100).

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать и уметь использовать в сфере профессиональной деятельности знания, полученные по инфекционной патологии и смежным дисциплинам на ранее изучаемых разделах учебной программы по инфекционным болезням:
- изучить и усвоить новые знания по клинике ряда новых инфекционных заболеваний;
- расширить и углубить знания по основам диагностики и лечения наиболее актуальных и проблемных инфекционных болезней современного периода;
- ознакомиться с теоретическими и методологическими основами профилактики и надзора за массовыми инфекционными болезнями;
- изучить и усвоить новые знания по клинике и диагностике тропических болезней.

Уровень компетентности:
Обладание знанием узловых принципов клиники, диагностики,  лечения и профилактики инфекционных болезней и их медико-социального значения.

Коммуникативность:
Уметь использовать знания об основных достижениях медицинской науки в области патогенеза, клиники, диагностики и лечения инфекционных болезней при профессиональном общении с пациентами и коллегами.

Студент должен иметь практические навыки:

  1. использования знаний этиологии, патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной медицинской помощи пациентам, страдающим инфекционными болезнями;
  2. распознавания инфекционной природы болезней, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
  3. осуществления необходимых мероприятий для предупреждения распространения заразных болезней;
  4. целенаправленного сбора анамнеза и детального осмотра больного;
  5. оценки тяжести состояния, дающих возможность установления диагноза в экстремальных условиях и в лечебных учреждениях;
  6. работы с дополнительной учебной и научной литературы, а также с электронными средствами информации.

Студент должен иметь представление
- о наводящих признаках ВИЧ-инфекции, острых вирусных гепатитов, тропических болезней, гельминтозов ;
- о необходимых первичных мероприятиях врача при контакте с больными с подозрением на особо опасное заболевание;
- о проводимых научных исследованиях, касающихся вопросов этиологии, патогенеза, иммунобиологических аспектов инфекционных болезней.

Основные знания необходимые для изучения дисциплины.
- микробиология;
- биохимия;
- патофизиология;
- пропедевтика внутренних болезней;
- клиническая фармакология;
- свойства возбудителей инфекционных болезней: вирусов, риккетсий, бактерий, грибков, простейших, червей и их переносчиков;
- основные методы их идентификации.
- особенности иммунного ответа на воздействие инфекционных агентов.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

108

XI - XII

Семинары

36

36

Самостоятельная работа

72

72

Формы текущего контроля

опрос на семинарах тестовый контроль

 

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

6


п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Семинары и собеседования

Самостоятельная работа

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

1.

Актуальные проблемы ВИЧ-инфекции.

12

24

36

2.

Актуальные проблемы гепатологии.

12

24

36

3.

Нейроинфекции.

6

12

18

4.

Тропические болезни

3

9

5.

Гельминтозы

3

6

9

6.

Итого:

36

72

108

4.2. Содержание разделов дисциплины
4.2.1 Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Этиология. Источники и пути передачи инфекции. Патогенез. Мононуклеозоподобный синдром. Клинические проявления на разных стадиях болезни, т.н. «оппортунистические» болезни, СПИД.
4.2.2 Проявления при ВИЧ-инфекции со стороны слизистой ротовой полости и кожи. Лабораторная диагностика. Врачебная тактика.  Антиретровирусная терапия. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.
4.2.3 Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Дифференциальная диагностика. Врачебная тактика. Профилактика.
4.2.4 Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Дифференциальная диагностика. Врачебная тактика. Противовирусная терапия. Предупреждение внутрибольничного заражения при работе с больными гепатитами.
4.2.5 Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Неотложные состояния. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.
4.2.6 Тропические инфекционные болезни.
Паразитарные болезни.
Малярия. Особенности Vivax – малярии, Ovale – малярии, четырехдневной, тропической – falciparum.
Амебиаз. Кишечные и внекишечные формы.
Лейшманиозы. Кожный, лейшманиоз Старого света, кожный лейшманиоз Нового света. Висцеральный лейшманиоз.
Трипаносомозы. Африканский трипаносомоз.
Вирусные болезни.
Арбовирусные системные лихорадочные болезни (флеботомная лихорадка, лихорадка денге)
Арбовирусные энцефалиты.
Геморрагические лихорадки (ККГ, ГЛПС).
4.2.7 Гельминтозы. Трематодозы: шистосомозы, описторхоз.
Цестодозы.
Нематодозы: филяриозы.

 

4.3. Тематический план семинаров.

№ п/п

Наименование темы

Часы

1

Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Клинические проявления на разных стадиях болезни, «оппортунистические» болезни, СПИД.

6

2

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

6

3

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

6

4

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов

6

5

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

6

6

Тропические инфекционные болезни

3

7

Гельминтозы

3

8

Итого:

36

4.4. Самостоятельная работа студентов.



п/п

Наименование темы

Содержание
самостоятельной
работы

Вид контроля

Часы

1

2

3

4

5

1.

Курация больных в отделении ВИЧ-инфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

24

2.

Курация больных в отделении вирусных гепатитов. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

24

3.

Курация больных в отделении нейроинфекции. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

12

4.

Курация больных в отделении тропических болезней и глистных инвазий. Знакомство с работой специализированного отделения.

Обследование больного, решение ситуационных задач, тестов.

Опрос на семинарах, тестовый контроль.

12

5.

Итого:

 

 

72

 

5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

 

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины

В результате обучения на кафедре инфекционных болезней студенты лечебных факультетов должны приобрести знания по разделам этиологии, патогенеза, клиники и лабораторной диагностики, осложнениям, принципам лечения:
- ВИЧ-инфекции;
- вирусных гепатитов;
- тропических болезней;
- нейроинфекции;
- гельмитозов.

В результате обучения студенты должны уметь:
- использовать знания патогенеза и клиники инфекционных болезней при оказании квалифицированной помощи пациентам, страдающим инфекционными заболеваниями;
- распознать инфекционную природу симптомов болезни, обнаруживаемых при осмотре пациентов;
- осуществлять необходимые мероприятия для предупреждения распространения заразных болезней при оказании лечебной помощи;
- заподозрить наличие опасного заразного заболевания у осматриваемого пациента, по имеющимся у него наводящим клиническим признакам.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Рекомендуемая литература:

А) Основная литература:

  1. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. «Лекции по инфекционным болезням» М «Медицина» 2007 г.; 1030 с.
  2. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: Учебник. – М.: «Медицина» 2003 г.-544 с.
  3. Богомолов Б. П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней .-М.: ООО «Дизайн Пресс», 2000. – 232 с.
  4. Борисов В.А., Малов И.В., Ющук Н.Д. Клещевой энцефалит. – Новосибирск: Наука, 2002, -184 с.
  5. Бронштейн А.М., Токмалаев А.К. Паразитарные болезни человека: протозоозы и гельминтозы: Учебное пособие.- М.: Изд-во РУДН, 2002.- 207 с.
  6. Венгеров Ю.Я. Менингиты . Лечащий врач. – 1999.- № 2-3.- С. 38-42
  7. Венгеров Ю.Я., Мигманов Т.Э., Нагибина М.В. Инфекционные болезни: Серия «Справочник практического врача».- М.: «Энциклопедия», 2004.-496с.
  8. Ермак Т.Н., Аляева М.Д., Шахгильдян И.В.Груздев Б.М. Церебральный токсоплазмоз у больных ВИЧ-инфекцией. Эпидемиология и инфекционные болезни.- 2004.- № 4- с. 27-30
  9. Иерусалимский А.П. Клещевой энцефалит: Руководство для врачей.- Новосибирск, 2001. – 360с.
  10. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я.. Заразные болезни человека. Справочник. – М., 1997.
  11. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Проблемы ВИЧ-инфекции в стоматологии Учебное пособие. – М., 2002.

Б) Дополнительная литература:

  1. Зубик Т.М. и др. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. – Л.,1991.
  2. Покровский В.В. и др. ВИЧ-инфекция. Клиники, диагностика, лечение. –М., 2000.
  3. Покровский В.И., Иванов К.С. (ред.). Руководство по клинической диагностике, лечению опасных инфекционных болезней. – М., 1994.
  4. Эмонд Р. и др. Инфекционные болезни. (Серия «Цветные медицинские атласы», пер. с англ.) – М., 1998
  5. Инфекционные болезни у детей Под ред.В.В. Ивановой. – М.: Мед. Информ. Агентство, 2002.-С.924
  6. Казанцев А.П., Зубик Т.М., Иванов К.С. Казанцев В.А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. - М.: Мед. Информ. Агентство, 1999.-С.482
  7. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. М. РУДН 1995 г.
  8. Яровой П.И., Зубчик М.П., Токмалаев А.К. Справочник по медицинской гельминтологии. Кишинев 1984.
  9. Лобан К.М., Лобзин Ю.В., Лукин Е.П.  Риккетсиозы человека: Руководство для Врачей Москва – СПб., 2002.- С. 347-374.
  10. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и Эпидемиология: Учебник.- 2-е издание, М.: ГЭОТАР-Мед, 2004.-816с.
  11. Лысенко А.Я. «Руководство по тропическим болезням» М. Медицина 1984 г. – 383 с.
  12. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. – М.: ГЭОТАР- Мед, 2004. – 824 с.

8. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Для обеспечения освоения дисциплины используются специализированные аудитории, таблицы, слайды, кино - и видеофильмы, микропрепараты, макропрепараты, рентгенограммы, фото, УЗИ, ситуационные задачи, тематические и итоговые тесты, копии историй болезни пациентов.

9. Материально-техническое обеспечение.
Имеется аудитория для проведения семинаров и лаборатория.
Аудитории оснащены таблицами по темам программы, ситуационными задачами по всем темам программы, макропрепаратами, муляжами.
На семинарах демонстрируются слайды, фильмы по всем темам.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Основными задачами обучения студентов являются приобретение практических навыков по диагностике, терапии и профилактике инфекционных болезней. Это возможно только при наличии базисных знаний, которые необходимо выявлять и в последующем корректировать при проведении семинаров.
Базой для прохождения элективного курса должна быть крупная инфекционная больница, где студент VI курса может самостоятельно курировать 6-10 больных в разных отделениях.
Итогом семинаров обязательно должен быть контроль с помощью тематических тестов, а контроль по самоподготовке – с использованием тестов открытого типа.
В конце обучения студенты сдают зачет (тест – контроль, решение ситуационных задач или собеседование).

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело».

Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс по инфекционным болезням» составлена:

Ющук Н.Д., академик РАМН., зав. кафедрой «Инфекционные болезни и эпидемиология» МГМСУ
Венгеров Ю.Я. член-корр. РАЕН, профессор  кафедры «Инфекционные болезни и эпидемиология» МГМСУ
Еремушкина Я.М.., к.м.н., доцент кафедры «Инфекционные болезни и эпидемиология» МГМСУ Гаджикулиева М.М. к.м.н., ассистент кафедры «Инфекционные болезни и эпидемиология» МГМСУ


Баллы рейтинга «Элективный курс по инфекционным болезням» для студентов 6 курса лечебного факультета.

1. Тематический план семинаров.

№ п/п

Наименование темы

Часы

1

Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Клинические проявления на разных стадиях болезни, «оппортунистические» болезни, СПИД.

6

2

Поражение слизистой оболочки ротовой полости и кожи при ВИЧ-инфекции. Диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.

6

3

Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.

6

4

Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Дифференциальная диагностика гепатитов.

6

5

Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

6

6

Тропические инфекционные болезни

3

7

Гельминтозы
Зачет

3

8

Итого:

36

2. Содержание разделов дисциплины.

2.1 Инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция). Этиология. Источники и пути передачи инфекции. Патогенез. Клинические проявления на разных стадиях болезни, т.н. «оппортунистические» болезни, СПИД.
2.2 Проявления при ВИЧ-инфекции со стороны слизистой ротовой полости и кожи. Лабораторная диагностика. Врачебная тактика. Меры предупреждения инфицирования ВИЧ-инфекций пациентов в лечебной практике.
2.3 Вирусные гепатиты А и Е. Этиология гепатитов. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Профилактика.
2.4 Вирусные гепатиты с парентеральным путем инфицирования. Этиология гепатитов В, С, Д. Механизм передачи. Патогенез. Клиническое течение. Осложнения. Исходы. Врачебная тактика. Предупреждение внутрибольничного заражения при работе с больными гепатитами. Противовирусная терапия.
2.5 Нейроинфекции. Менингококковая инфекция. Этиология. Источники и пути распространения инфекции. Патогенез. Исходы. Дифференциальный диагноз. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Неотложные состояния.  Профилактика.
2.6 Тропические инфекционные болезни.
Паразитарные болезни.
Малярия. Особенности Vivax – малярии, Ovale – малярии, четырехдневной, тропической – falciparum.
Амебиаз. Кишечные и внекишечные формы.
Лейшманиозы. Кожный, лейшманиоз Старого света, кожный лейшманиоз Нового света; Висцеральный лейшманиоз.
Трипаносомозы. Африканский трипаносомоз, Болезнь Шагаса.
Вирусные болезни.
Арбовирусные системные лихорадочные болезни (флеботомная лихорадка, лихорадка денге)
Арбовирусные энцефалиты.
Геморрагические лихорадки (ККГ, ГЛПС).
2.7 Гельминтозы Трематодозы: шистосомозы, описторхоз.
Цестодозы. Нематодозы: филяриозы.

Самостоятельная работа студентов предполагает курацию больных в специализированных отделениях ВИЧ-инфекции, нейроинфекции, вирусных гепатитов, тропических болезней и глистных инвазий (72 часа).

Оценка по 5-бальной системе

Баллы рейтинга

3- удовлетворительно

10,1

3 удовлетворотельно

11,0

4- хорошо

11,8

4 хорошо

12,6

5- отлично

13,2

5 отлично

13,55

5+ превосходно

14,25

 

Оцениваются знания студентов с помощью тестового контроля на 6 семинарах, в конце курса сдается зачет.