Учебная программа ФСМО для специальностей: «ортопедическая стоматология» / «гигиенисты стоматологи».
Название дисциплины: «Инфекционная безопасность».
Цель и задачи изучения дисциплины: приобретение теоретических знаний и практических навыков в области эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности специалистов.

Содержание разделов учебной программы
Раздел 1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге (лекция)– 2 часа
Учение об эпидемическом процессе. Определение понятия эпид. процесс. Тенденции в эволюции инфекционных болезней в современный период. Наличие и неразрывная связь трех звеньев эпид. процесса: источник возбудителя, механизм передачи, восприимчивый организм. Роль социальных и природных факторов в детерминации эпид. процесса. Классификация инфекционных болезней.
Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге (практическое занятие)- 4 часа
Учение об эпидемическом процессе. Определение понятия эпид. процесс. Источник инфекции: варианты при разных инфекционных болезнях, условия, определяющие их эпид. значимость. Механизм передачи возбудителя. Восприимчивость населения. Социальные и природные факторы в регуляции проявлений эпидемического процесса. Эпид. очаг, его структура. Направленность и организация противоэпидемической работы в очагах. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 2. Иммунопрофилактика инфекционных болезней (лекция)- 2 часа
Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, Г. Рамона. Роль отечественных ученых И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи, А.А. Смородинцева в развитии учения об иммунопрофилактики. Расширенная программа иммунопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок. Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней.
Специфическая профилактика инфекционных болезней (практическое занятие) - 4 часа 
Виды иммунитета, классификация вакцин. Показания к проведению иммунопрофилактики. Организация вакцинного дела. Этапы подготовительной работы. «Холодовая цепь». Иммунобиологические средства для создания пассивного иммунитета. Показания к их применению. Национальный календарь профилактических прививок. Экстренная профилактика столбняка и профилактика бешенства.

Раздел 3. Внутрибольничные инфекции (ВБИ) (лекция) – 2 часа
Понятие. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость. Характеристика факторов, определяющих рост ВБИ в современных условиях. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ВБИ в стационарах стоматологического профиля.
Внутрибольничные инфекции (ВБИ) (практическое занятие) -4 часа
Коррекция исходного уровня знаний с разбором понятия ВБИ, этиологии ВБИ, условий формирования госпитального штамма. Естественные и искусственные механизмы передачи, пути и факторы передачи возбудителей ВБИ. Контингенты риска. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим ЛПУ. Алгоритм обработки кожных покровов, слизистых оболочек, рабочего места при попадании ВИЧ инфицированного материала. Виды дезинфекции. Методы и средства дезинфекции. Стерилизация. Предстерилизационная очистка изделий медицинского и стоматологического назначения. Методы стерилизации, контроль стерилизации.
 Раздел 4. Общие вопросы инфекционных  болезней (лекция) – 2 часа.
Классификация инфекционных болезней по этиологическому принципу и клиническим проявлениям. Основные синдромы и симптомы. Современное представление о конвенционных инфекциях (чума, холера, желтая лихорадка). Профилактические и противоэпидемические мероприятия при конвенционных инфекциях.
Инфекционные болезни, при которых поражается слизистая оболочка ротоглотки (ангина, дифтерия, герпетические инфекции, детские инфекции и т.д.).
Принципы диагностики инфекционных болезней. Методы выделения антигена (бактериоскопический, бактериологический, биологический, иммунофлюоресцентный). Основные методики (забор материала, хранение, транспортировка, оценка материала). Методы выделения антител (РНГА, РСК, РПГА, ИФА), оценка результатов.
Принципы лечения инфекционных заболеваний. Лечение бактериальных инфекций. Антибиотики разных групп. Их выбор для больных. Длительность лечения. Оценка эффективности. Препараты с антимикробным действием. Методы введения. Лечение вирусных инфекций. Противовирусные препараты. Их эффективность и показания к применению. Лечение инфекций, вызываемых другими группами возбудителей.
Практическое занятие - 4 часа. Изучение средств индивидуальной защиты от инфекционных болезней (марлевые повязки, перчатки, противочумный костюм). Профилактические мероприятия при попадании возбудителя (обработка раны спиртом, закапывание в глаза сульфацил-натрия, пероральное и  в/м применение пре­паратов для предупреждения заболеваний). Изменения ротоглотки при различных инфекционных заболеваниях. Этиотропное и патогенетическое лечение инфекционных заболеваний.
Раздел 5. Понятия об осложнениях, исходах и прогнозах инфекционных болезней  (лекция) – 2 часа. Осложнение инфекционных болезней (кома, отек мозга, обезвоживание, ИТШ). Причины, приводящие к ним. Лечение. Осложнения. Исходы. Прогноз. Клинические особенности, течение, диагностика, лечение и прогноз вирусных гепатитов A, B, C, D.
Практическое занятие - 4 часа. Посещение палат интенсивной терапии и отделения реанимации. Разбор историй болезни больных с тяжелым течением и неблагоприятными исходами некоторых инфекционных заболеваний. Посещение отделения больных с вирусными гепатитами с разборами историй болезни.
Раздел 6. Клинические особенности, течение диагностика, лечение и прогноз ВИЧ- инфекции – 2 часа. Группы риска. Анонимность обследования.
Практическое занятие - 4 часа. Посещение отделения больных с ВИЧ- инфекцией. Разбор историй болезни больных с различной стадией ВИЧ- инфекции.

Студент должен знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;
эпидемиологический метод, включающий ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, типы эпидемиологических исследований;
уровни профилактики (первичный, вторичный, третичный) заболеваемости инфекционными болезнями;
инструктивно-методические документы и правовые основы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу в лечебном учреждении, порядок оформления документации;
клинику, диагностику, возможные осложнения и лечение наиболее распространенных инфекционных болезней.

Студент должен уметь: использовать базовые теоретические знания на  последующих этапах обучения и в практической деятельности;
организовать и провести мероприятия по недопущению заражения инфекционными болезнями на рабочем месте;
заподозрить наличие у больного ВИЧ-инфекции на ранних стадиях болезни и направить его к инфекционисту;
интерпретировать результаты анализов на вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекцию и др. инфекционные заболевания.

Уровень компетентности: после проведенных занятий оценивается уровень знаний студента в вопросах эпидемиологии, профилактики, клиники инфекционных болезней.
Коммуникативность: оценка уровня общения студента с преподавателем. (Вступление в диалог, высказывание своего мнения по ряду вопросов, основанного на теоретических знаниях).

Студент должен иметь практические навыки: использовать защитные средства в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ, применить меры экстренной профилактики заражений вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией.

Студент должен иметь представление: о проявлениях эпидемического процесса;
о применении эпидемиологических методов в инфекционной и неинфекционной эпидемиологии;
о концепции эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга;
об основных особенностях технологического процесса проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий на различных уровнях профилактической работы;
об оценке качества профилактических и противоэпидемических мероприятий
о клинике, диагностике и лечении инфекционных болезней

Формы промежуточного контроля:

Тема

Вид контроля

Сроки проведения

Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге

Тест/Собеседование

1 занятие

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Тест / Собеседование

2 занятие

Внутрибольничные инфекции

Тест / Собеседование

3 занятие

Поражение ротоглотки при инфекционных болезнях

Тест / Собеседование

4 занятие

Вирусные гепатиты

Тест / Собеседование

5 занятие

ВИЧ-инфекция

Тест / Собеседование

6 занятие

Форма итогового контроля – зачет.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература:

  1. Эпидемиология: Учебное пособие. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. – М.: Медицина, 2003. – 448с.
  2. Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. Г.Г. Онищенко. – М.:  «Петит-А», 2003. – 301с.
  3. Инфекционные болезни. Учебная литература для студентов медицинских вузов. Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. Медицина, 2003. – 543с.
  4. Проблемы ВИЧ-инфекции в стоматологии. Учебное пособие. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов – М. ВЕДИ, 2003 – 96с.
  5. Профилактика ВИЧ/СПИДа в стоматологической практике. Методические рекомендации. Рабинович И.М., Голиусов А.А., Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Мартынов Ю.В., Москва 2006. – 84с.

б) дополнительная литература:

  1. Федеральный закон  от 30 марта 1999 г. № 2-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  2. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Иммунопрофилактика – 2000 (Новый справочник) / Под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковского. – М.: «Остоженка инвест», 2000. – 176с.