для специальности 060100.51 «Сестринское дело»

Общие сведения о кафедре:
кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии;
зав. кафедрой – ректор МГМСУ, академик РАМН, д.м.н., профессор Ющук Николай Дмитриевич;
зав. учебной частью к.м.н. доцент Максимов Семен Леонидович; преподаватели – к.м.н., ассистент Марьяновская Татьяна Валерьевна – Инфекционные болезни;
к.м.н. старший преподаватель Гагарина Ирина Викторовна - Эпидемиология, 8 улица Соколиной горы, д.15; т. 365-24-85, 365-28-88.
Цель и задачи изучения дисциплины: приобретение теоретических знаний и практических навыков в области эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности специалистов.
Содержание разделов учебной программы
Раздел 1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге
1.1. Лекция – 1 час. Учение об эпидемическом процессе. Определение понятия эпидемический процесс. Тенденции в эволюции инфекционных болезней в современный период. Наличие и неразрывная связь трех звеньев эпидемического процесса: источник возбудителя, механизм передачи, восприимчивый организм. Роль социальных и природных факторов в детерминации эпидемического процесса.
Источники инфекции: варианты при разных инфекционных болезнях, условия, определяющие их эпидемиологическую значимость. Механизмы передачи возбудителя. Восприимчивость населения. Социальные и природные факторы в регуляции проявлений эпидемического процесса. Эпидемический очаг, его структура. Направленность и организация противоэпидемической работы в очагах.
1.2. Практическое занятие – 5 часов. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 2. Специфическая профилактика инфекционных болезней
2.1. Лекция – 2 часа. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, Г. Рамона. Роль отечественных ученых И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи, А.А. Смородинцева в развитии учения об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Расширенная программа иммунопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок. Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней – правовая основа иммунопрофилактики.
Виды иммунитета, классификация вакцин. Показания к проведению иммунопрофилактики. Противопоказания. Организация вакцинного дела. Этапы подготовительной работы. «Холодовая цепь». Иммунобиологические средства для создания пассивного иммунитета. Показания к их применению. Правила введения препаратов. Визуальная оценка качества препаратов. Национальный календарь профилактических прививок (приказ №229 от 27.06.01г.). Экстренная профилактика столбняка и бешенства.
2.2. Практическое занятие – 4 часа. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 3. Внутрибольничные инфекции (ВБИ)
3.1. Лекция – 3 часа. Определение понятия ВБИ. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость. Характеристика факторов, определяющих рост ВБИ в современных условиях. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ВБИ в лечебно-профилактических учреждениях.
Этиология ВБИ, условия формирования госпитального штамма. Естественные и искусственный механизмы передачи, пути и факторы передачи возбудителей ВБИ. Потенциальная роль медицинских работников в распространении ВБИ. Контингенты риска. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим ЛПУ. Алгоритм обработки кожных покровов, слизистых оболочек, рабочего места при попадании ВИЧ инфицированного материала. Роль среднего медицинского персонала в профилактике ВБИ.
3.2. Практическое занятие – 3 часа. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала; проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции (обработка рук, смена халатов, перчаток, масок, полотенец и т.д.); проведение профилактической и текущей дезинфекции, генеральной уборки палат, коридора, процедурного кабинета; режим кварцевания; правила накрытия стерильного стола в процедурном кабинете; регулярный осмотр пациентов на педикулез с оформлением результатов осмотра; меры предосторожности при утилизации остатков биологического материала; правила сбора хранения и утилизация отходов в отделении; отработка алгоритма приготовления рабочих растворов - дезинфектантов разной концентрации; отработка алгоритма обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода за больным. Устройство и режим боксового отделения. Работа в боксовом отделении.
Раздел 4. Дезинфекция, стерилизация, дезинсекция.
4.1. Лекция – 3 часа. Дезинфекция. Определение понятия. Виды дезинфекции: профилактическая и очаговая. Методы дезинфекции: механические, физические и химические. Требования к дезинфицирующим средствам. Контроль качества дезинфекции. Антисептики для обработки кожи и слизистых оболочек. Стерилизация. Определение понятия. Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Методы стерилизации: паровой, воздушный, радиационный, термический, плазменный, химический. Контроль стерилизации. Камерная дезинфекция. Способы борьбы с переносчиками возбудителя. Способы и средства дезинсекции.
4.2. Практическое занятие – 3 часа. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Организация работы медсестры кабинета инфекционных заболеваний (подготовка рабочего места, забор, хранение, доставка собранного материала для бактериологического исследования и других методов лабораторного исследования, патронаж, противоэпидемическая работа в очаге, диспансерное наблюдение за реконвалесцентами, оформление основных учетно-отчетных форм медицинской документации, проведение санитарно-просветительной работы).
Раздел 5. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время.
5.1. Лекция – 2 часа. Классификация ЧС и катастроф. Поражающие факторы. Факторы, способствующие формированию эпидочагов в зоне ЧС. Принципы организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС. Особенности БС. Основы противобиологической защиты личного состава и этапов медицинской эвакуации. Бактериологическая разведка и индикация биологических средств. Экстренная профилактика. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений в чрезвычайных ситуациях и военное время.
Раздел 6. Общие вопросы инфекционных болезней
6.1. Лекция – 4 часа. Особенности инфекционных болезней. Контагиозность, специфичность, цикличность, реакция инфицированного организма на возбудитель, формирование специфического иммунитета, использование этиотропных препаратов. Классификация инфекционных болезней. Формы инфекции. Инфицированность и болезнь. Возбудители инфекционного процесса. Входные ворота инфекции. Периоды инфекционной болезни. Клинико-патогенетическая характеристика течения инфекционных болезней. Основные синдромы и симптомы при инфекционных заболеваниях.
6.2. Практическое занятие – 2 часа. Устройство инфекционного стационара. Посещение различных отделений инфекционной больницы. Особенности сестринского процесса в работе медсестры инфекционного отделения (подготовка рабочего места, этапы ухода за пациентом, выполнение назначений врача, обеспечение инфекционной безопасности, подготовка больного к лабораторным, инструментальным методам исследования, ведение учетно-отчетной документации).
Раздел 7. Современное представление о конвенционных инфекциях (чума, холера, желтая лихорадка). Особо опасные инфекции вирусной этиологии (оспа обезьян, геморрагические лихорадки Эбола, Марбурга, Ласса).
7.1.Лекция – 4 часа. Место в структуре инфекционной патологии. Распространенность. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Особенности забора материала для лабораторного исследования. Меры защиты персонала. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при конвенционных инфекциях. Дезинфекция санитарного транспорта. Дезинфекционные мероприятия в очаге, изоляторе, госпитале. Термины «особо опасные», «конвенционные», «карантинные» инфекции. Инфекционная безопасность пациентов и медицинских работников
7.2. Практическое занятие – 2 часа. Работа в приемном отделении инфекционной больницы. Изучение средств индивидуальной защиты от инфекционных болезней (ре6спираторы, перчатки, противочумный костюм). Профилактические мероприятия при попадании возбудителя (обработка раны спиртом, закапывание в глаза сульфацил-натрия, пероральное и в/м применение пре­паратов для предупреждения заболеваний).
Раздел 8. Методы диагностики инфекционных болезней
8.1. Лекция – 4 часа. Анамнез. Объективное обследование больного. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Бактериоскопический (микроскопический), бактериологический, серологические, иммунологический, вирусологический, биологический генно-инженерный методы. Основные методики (забор материала, хранение, транспортировка, оценка результатов анализов).
8.2. Практическое занятие – 2 часа. Техника забора материала и приготовление мазков со слизистых оболочек ротовой полости, миндалин, носа. Техника приготовления тонкого мазка крови и препарата «толстая капля». Правила взятия материала на бактериологическое исследование: забор крови, кала, желчи, мочи, мокроты. Техника взятия материала на серологическое исследование. Иммунофлюоресцентный метод. Аллергические пробы.
Раздел 9. Принципы лечения инфекционных заболеваний
9.1. Лекция – 2 часа. Лечение бактериальных инфекций. Антибиотики разных групп. Их выбор для больных. Длительность лечения. Оценка эффективности. Техника введения. Возможные осложнения и их профилактика.Побочные действия. Лечение вирусных инфекций. Противовирусные препараты. Их эффективность и показания к применению. Лечение инфекций, вызываемых другими группами возбудителей. Биологические препараты и правила их применения (бактериофаги, лечебно-профилактические сыворотки и иммуноглобулины, антибактериальные сыворотки, антивирусные сыворотки, антитоксические сыворотки). Техника постановки внутрикожной пробы и внутримышечное введение сывороток. Возможные осложнения. Вакцины. Поствакцинальные реакции и осложнения.
9.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в бактериологической лаборатории.
Раздел 10. Режим и питание инфекционных больных, уход за инфекционными больными
10.1. Лекция – 2 часа. Больничные режимы. Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками. Уход при нарушении функции органов пищеварения. Столы (диеты) лечебного питания. Помощь при вздутии кишечника. Помощь при рвоте. Помощь при задержке мечеиспускания. Помощь при лихорадке. Помощь больным с психомоторным возбуждением. Особенности наблюдения и ухода за инфекционными больными при развитии критических состояний. Инфекционно-токсический шок. Острая дыхательная недостаточность. Стеноз гортани. Отек легких. Отек мозга. Анафилактический шок.
10.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в условиях ОРИТ.
Раздел 11. Сестринский процесс при брюшном тифе, паратифах А и В.
11.1 Лекция – 2 часа. Брюшной тиф, паратиф А и В. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс при брюшном тифе и паратифах А и В (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Осложнения, их признаки. Профилактика осложнений. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение. Особенности течения болезни и ухода у детей.
11.2 Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении пищевых токсикоинфекций. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Забор крови на гемокультуру. Забор кала для бактериологическго исследования. Диета. Режим.
Раздел 12. Сестринский процесс при кишечных инфекциях.
12.1 Лекция – 2 часа. Шигеллезы, эшерихиозы, сальмонеллезы, пищевые токсикоинфекции, ботулизм, иерсиниоз, псевдотуберкулез. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс при шигеллезах, эшерихиозах, сальмонеллезах, пищевых токсикоинфекциях, ботулизме, иерсиниозе, псевдотуберкулезе (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Осложнения, их признаки. Профилактика осложнений. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение. Особенности течения болезни и ухода у детей.
12.2 Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении пищевых токсикоинфекций. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Забор крови на гемокультуру. Забор кала для бактериологическго исследования. Диета. Режим.
Раздел 13. Сестринский процесс при вирусных гепатитах.
13.1. Лекция – 2 часа. Вирусные гепатиты. Виды. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс при вирусных гепатитах (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Осложнения, их признаки. Лечение. Профилактика. Специфическая профилактика гепатитов. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Диспансерное наблюдение. Профилактика профессиональных заражений.
13.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении больных гепатитами. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Раздел 14. Сестринский процесс при ВИЧ-инфекции.
14.1 Лекция – 2 часа. ВИЧ-инфекция. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Группы риска. Классификация. Клинические проявления. Сестринский процесс при ВИЧ-инфекции (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Создание охранительного психологического режима. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика. Превентивное лечение. Противоэпидемические мероприятия.
14.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении ВИЧ-инфекции. Уход за больными. Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Предупреждение передачи ВИЧ. Тактика медицинской сестры при аварийных ситуациях. Психологическая поддержка. Диета. Режим.
Раздел 15. Сестринский процесс при детских инфекциях.
15.1 Лекция – 2 часа. Корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш, скарлатина, инфекционный мононуклеоз. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Особенности течения у взрослых. Методы диагностики. Сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите, коклюше, скарлатине, инфекционном мононуклеозе (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Осложнения, их признаки. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
15.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении капельных инфекций. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Раздел 16. Сестринский процесс при вирусных инфекциях дыхательных путей.
16.1. Лекция – 2 часа. Грипп. Аденовирусная инфекция. Парагрипп. Риновирусная инфекция. Риносинцитиальная инфекция. Энтеровирусные инфекции. Грипп птиц. ТОРС. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Осложнения, их признаки. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
16.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении капельных инфекций. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Раздел 17. Сестринский процесс при бактериальных инфекциях дыхательных путей.
17.1. Лекция – 2 часа. Дифтерия. Менингококковая инфекция. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Особенности забора материала. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Осложнения, их признаки. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Специфическая профилактика.
17.2. Практическое занятие – 4 часа.
Работа в отделении гнойных менингитов. Уход за больными. Взятие мазка со слизистой носоглотки на менингококк. Подготовка больного к спинномозговой пункции. Работа с врачом при заборе спинномозговой жидкости (ликвора). Правила забора материала.
Раздел 18. Сестринский процесс при зоонозах.
18.1 Лекция – 2 часа. Бруцеллез, лептоспироз, туляремия, геморрагические лихорадки. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. 18.2. 18.2Практическое занятие – 4 часа. Работа в разборочно-диагностическом отделении. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Раздел 19. Сестринский процесс при инфекциях наружных покровов.
19.1. Лекция – 3 часа. Сибирская язва, рожа, столбняк, бешенство. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
19.2. Практическое занятие – 3 часа. Работа в отделении рожи. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Раздел 20. Сестринский процесс при трансмиссивных инфекциях.
20.1. Лекция – 3 часа. Малярия, эпидемический сыпной тиф, болезнь Брилля, возвратный тиф, энцефалиты. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Дезинсекция очага. Химиопрофилактика. Диспансерное наблюдение.
20.2. Практическое занятие – 3 часа. Работа в разборочно-диагностическом отделении. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции, раздача лекарственных препаратов). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.Раздел
21. Сестринский процесс при паразитарных болезнях.21.1.
Лекция – 2 часа. Аскаридоз, описторхоз, трихинеллез, эхинококкоз, тениаринхоз, тениоз, энтеробиоз. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Сестринский процесс (возможные проблемы пациента, сестринский диагноз, оценка потребностей в сестринском уходе, планирование сестринского ухода). Методы диагностики. Роль медсестры при подготовке и проведении у пациентов диагностических исследований. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика.
21.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в реанимационном отделении. Уход за больными. Проведение различных манипуляций (постановка капельниц, в\м и в\в инъекции). Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Меры защиты персонала. Диета. Режим.
Студент должен знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;
эпидемиологический метод, включающий ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, типы эпидемиологических исследований;
уровни профилактики (первичный, вторичный, третичный) заболеваемости инфекционными болезнями;
инструктивно-методические документы и правовые основы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу в лечебном учреждении, порядок оформления документации;
клинику, диагностику, возможные осложнения и лечение наиболее распространенных инфекционных болезней.
Уровень компетентности: после проведенных занятий оценивается уровень знаний студента в вопросах эпидемиологии, профилактики, клиники инфекционных болезней.
Коммуникативность: оценка уровня общения студента с преподавателем. (Вступление в диалог, высказывание своего мнения по ряду вопросов, основанного на теоретических знаниях).
Студент должен иметь практические навыки:

  1. Правила поступления, приема и размещения инфекционных больных в стационаре.
  2. Оформление медицинской документации на поступающего больного.
  3. Изучение правил внутреннего распорядка инфекционных отделений.
  4. Порядок сдачи и приема дежурств.
  5. Прием передач больным. Сообщение сведений родственникам больных.
  6. Техника взятия крови из пальца и вены больного на серологические реакции.
  7. Техника посева крови для выделения гемокультуры при различных инфекционных болезнях.
  8. Техника взятия, транспортировка и посевы кала для выделения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
  9. Техника взятия и транспортировки материала при исследовании на холеру.
  10. Участие в проведении люмбальной пункции. Направление ликвора на лабораторные исследования.
  11. Посевы мочи.
  12. Дуоденальное зондирование и посевы желчи для выделения брюшнотифозных бактерий.
  13. Забор материала (кал, смыв из ротоглотки, кровь) на вирусологическое исследование.
  14. Взятие мазков слизи из глотки и носа для исследования на наличие менингококков.
  15. Техника постановки кожных аллергических проб и оценка их результатов.
  16. Обязанности медицинской сестры, как помощника врача, во время выполнения ректороманоскопии.
  17. Техника приготовления мазка и толстой капли крови.
  18. Техника внутримышечных инъекций антибиотиков. Внутривенное введение лекарственных препаратов.
  19. Техника внутривенных капельных вливаний.
  20. Дозировка и методика введения лечебных сывороток, вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов.
  21. Правила хранения сывороток, вакцин, антибиотиков, бактериофагов.
  22. Освоение правил и методов ухода за тяжелобольными.
  23. Кормление тяжелобольных и техника искусственного питания инфекционных больных.
  24. Измерение температуры и ее запись в температурных листах.
  25. Заполнение карты экстренного извещения об инфекционном больном, карты о внутрибольничной инфекции.
  26. Дезинфекция испражнений, суден, горшков, предметов обихода.
  27. Гигиеническое содержание, текущая и заключительная дезинфекция боксов и палат.
  28. Техника промывания желудка.
  29. Техника очистительных клизм, лечебных гипертонических и сифонных клизм.
  30. Техника удаления (отсос) аспирационных масс их дыхательных путей больного. Установление больного в положении «дренажа».
  31. Производство искусственного дыхания – «рот в рот», ручного, аппаратного. Техника интраназального введения кислорода.

Формы промежуточного контроля

Тема

Вид контроля

Сроки проведения

Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге

Тест / Собеседование

1 занятие

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Тест / Собеседование

2 занятие

Внутрибольничная инфекция

Тест / Собеседование

3 занятие

Зачет по эпидемиологии

 

5 занятие

Вирусные гепатиты

Тест / Собеседование

13 занятие

ВИЧ-инфекция

Тест / Собеседование

14 занятие

Экзамен

Тест / Собеседование/ Решение ситуационных задач

22 занятие

Рекомендуемая литература:
а) основная литература:

  1. Эпидемиология: Учебное пособие. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. – М.: Медицина, 2003. – 448с.
  2. Противодействие биологическому терроризму. Практическое руководство по противоэпидемическому обеспечению. Г.Г. Онищенко. – М.: «Петит-А», 2003. – 301с.
  3. Инфекционные болезни. Учебная литература для студентов медицинских вузов. Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. Медицина, 2003. – 543с.
  4. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. Учебное пособие. В.А.Малов. – М.: Мастерство, 2001. - 298с.

б) дополнительная литература:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 2-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  2. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Иммунопрофилактика – 2000 (Новый справочник) / Под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковского. – М.: «Остоженка инвест», 2000. – 176с.

Средства обеспечения освоения дисциплины.
Тесты, ситуационные задачи, слайды, учебные видиофильмы, CD DVD