для специальности 060100.52 «Лечебное дело»
квалификация «Фельдшер скорой помощи»

Общие сведения о кафедре:
кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии;
зав. кафедрой – ректор МГМСУ, академик РАМН, д.м.н., профессор Ющук Николай Дмитриевич;
зав. учебной частью к.м.н. доцент Максимов Семен Леонидович; преподаватели – к.м.н., ассистент Марьяновская Татьяна Валерьевна – Инфекционные болезни;
к.м.н. старший преподаватель Гагарина Ирина Викторовна - Эпидемиология, 8 улица Соколиной горы, д.15; т. 365-24-85, 365-28-88.
Цель и задачи изучения дисциплины: приобретение теоретических знаний и практических навыков в области эпидемиологии и клиники инфекционных болезней, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности специалистов.
Содержание разделов учебной программы
Раздел 1. Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге
1.1. Лекция – 2 часа. Учение об эпидемическом процессе. Определение понятия эпидемический процесс. Тенденции в эволюции инфекционных болезней в современный период. Наличие и неразрывная связь трех звеньев эпидемического процесса: источник возбудителя, механизм передачи, восприимчивый организм. Роль социальных и природных факторов в детерминации эпидемического процесса.
Источники инфекции: варианты при разных инфекционных болезнях, условия, определяющие их эпидемиологическую значимость. Механизмы передачи возбудителя. Восприимчивость населения. Социальные и природные факторы в регуляции проявлений эпидемического процесса. Эпидемический очаг, его структура. Направленность и организация противоэпидемической работы в очагах.
1.2. Практическое занятие – 4 часа. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 2. Специфическая профилактика инфекционных болезней
2.1. Лекция – 2 часа. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, Г. Рамона. Роль отечественных ученых И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи, А.А. Смородинцева в развитии учения об иммунопрофилактике инфекционных болезней. Расширенная программа иммунопрофилактики. Национальный календарь профилактических прививок. Федеральный закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней – правовая основа иммунопрофилактики.
Виды иммунитета, классификация вакцин. Показания к проведению иммунопрофилактики. Противопоказания. Организация вакцинного дела. Этапы подготовительной работы. «Холодовая цепь». Иммунобиологические средства для создания пассивного иммунитета. Показания к их применению. Правила введения препаратов. Визуальная оценка качества препаратов. Национальный календарь профилактических прививок (приказ №229 от 27.06.01г.). Экстренная профилактика столбняка и бешенства.
2.2. Практическое занятие – 4 часа. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 3. Внутрибольничные инфекции (ВБИ)
3.1. Лекция – 2 часа. Определение понятия ВБИ. Эпидемиологическая, экономическая и социальная значимость. Характеристика факторов, определяющих рост ВБИ в современных условиях. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ВБИ в лечебно-профилактических учреждениях.
Этиология ВБИ, условия формирования госпитального штамма. Естественные и искусственный механизмы передачи, пути и факторы передачи возбудителей ВБИ. Потенциальная роль медицинских работников в распространении ВБИ. Контингенты риска. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим ЛПУ. Алгоритм обработки кожных покровов, слизистых оболочек, рабочего места при попадании ВИЧ инфицированного материала. Роль среднего медицинского персонала в профилактике ВБИ.
3.2. Практическое занятие – 4 часа. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала; проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции (обработка рук, смена халатов, перчаток, масок, полотенец и т.д.); проведение профилактической и текущей дезинфекции, генеральной уборки палат, коридора, процедурного кабинета; режим кварцевания; правила накрытия стерильного стола в процедурном кабинете; регулярный осмотр пациентов на педикулез с оформлением результатов осмотра; меры предосторожности при утилизации остатков биологического материала; правила сбора хранения и утилизация отходов в отделении; отработка алгоритма приготовления рабочих растворов - дезинфектантов разной концентрации; отработка алгоритма обработки изделий медицинского назначения и предметов ухода за больным. Устройство и режим боксового отделения. Работа в боксовом отделении.
Раздел 4. Дезинфекция, стерилизация, дезинсекция.
4.1. Лекция – 2 часа. Дезинфекция. Определение понятия. Виды дезинфекции: профилактическая и очаговая. Методы дезинфекции: механические, физические и химические. Требования к дезинфицирующим средствам. Контроль качества дезинфекции. Антисептики для обработки кожи и слизистых оболочек. Стерилизация. Определение понятия. Предстерилизационная очистка изделий медицинского назначения. Методы стерилизации: паровой, воздушный, радиационный, термический, плазменный, химический. Контроль стерилизации. Камерная дезинфекция. Способы борьбы с переносчиками возбудителя. Способы и средства дезинсекции.
4.2. Практическое занятие – 4 часа. Разбор типовых задач с проверкой правильности принятых решений.
Раздел 5. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и военное время.
5.1. Лекция – 2 часа. Классификация ЧС и катастроф. Поражающие факторы. Факторы, способствующие формированию эпидочагов в зоне ЧС. Принципы организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС. Особенности БС. Основы противобиологической защиты личного состава и этапов медицинской эвакуации. Бактериологическая разведка и индикация биологических средств. Экстренная профилактика. Организация работы санитарно-эпидемиологических учреждений в чрезвычайных ситуациях и военное время.
Раздел 6. Современное представление о конвенционных инфекциях (чума, холера, желтая лихорадка). Особо опасные инфекции вирусной этиологии (оспа обезьян, геморрагические лихорадки Эбола, Марбурга, Ласса).
6.1. Лекция – 2 часа. Место в структуре инфекционной патологии. Распространенность. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Особенности забора материала для лабораторного исследования. Меры защиты персонала. Лечение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при конвенционных инфекциях. Дезинфекция санитарного транспорта. Дезинфекционные мероприятия в очаге, изоляторе, госпитале. Термины «особо опасные», «конвенционные», «карантинные» инфекции. Инфекционная безопасность. пациентов и медицинских работников. Правила транспортировки больных.
6.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в приемном отделении инфекционной больницы. Изучение средств индивидуальной защиты от инфекционных болезней (марлевые повязки, перчатки, противочумный костюм). Профилактические мероприятия при попадании возбудителя (обработка раны спиртом, закапывание в глаза сульфацил-натрия, пероральное и в/м применение пре­паратов для предупреждения заболеваний).
Раздел 7. Методы диагностики инфекционных болезней
7.1. Лекция – 2 часа. Анамнез. Объективное обследование больного. Лабораторные и инструментальные методы исследования. Бактериоскопический (микроскопический), бактериологический, серологические, иммунологический, вирусологический, биологический методы, РИФ, ПЦР. Основные методики (забор материала, хранение, транспортировка, оценка результатов анализов).
7.2. Практическое занятие – 4 часа. Техника забора материала и приготовление мазков со слизистых оболочек ротовой полости, миндалин, носа. Техника приготовления тонкого мазка крови и препарата «толстая капля». Правила взятия материала на бактериологическое исследование: забор крови, кала, желчи, мочи, мокроты. Техника взятия материала на серологическое исследование. Иммунофлюоресцентный метод. Аллергические пробы. Работа в бактериологической лаборатории инфекционной больницы.
Раздел 8. Дифференциальная диагностика лихорадочных состояний.
8.1. Лекция – 2 часа. Лихорадка. Классификация. Клиническая картина. Лихорадка менее 2 недель. Типы лихорадки при инфекционных болезнях. Краткая характеристика отдельных нозологических форм: брюшной тиф, сыпной тиф, грипп, менингококковая инфекция, лептоспироз, лихорадка Ку, орнитоз, бруцеллез, инфекционный мононуклеоз, иерсиниозы, малярия, ОРВИ. Дифференциальная диагностика с неинфекционными лихорадками. Лихорадка более 2 недель. Возможные осложнения. Действия на вызове. Лечение. Показания к госпитализации. Инфекционная лихорадка у детей.
8.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в разборочно-диагностическом отделении больницы. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики.
Раздел 9. Дифференциальная диагностика диарейного синдрома.
9.1. Лекция – 2 часа. Основные причины острой диареи. Классификация. Клиническая картина. Острые кишечные инфекции. Отдельные нозологические формы: ботулизм, холера, дизентерия, иерсиниозы, брюшной тиф и др. Дифференциальная диагностика диарейного синдрома неинфекционной природы. Возможные осложнения. Клиническая характеристика синдрома обезвоживания. Действия на вызове. Лечение. Показания к госпитализации. Особенности течения у детей.
9.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении пищевых токсикоинфекций. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики.
Раздел 10. Дифференциальная диагностика диспепсического синдрома.
10.1. Лекция – 2 часа. Этиология и патогенез. Патогенетические механизмы. Классификация. Клиническая картина. Рвота при инфекционных болезнях. Отдельные нозологические формы: заболевания пищевода, острый гастрит, язвенная болезнь 12 перстной кишки, стеноз привратника, кишечная непроходимость, тромбоз мезентериальных сосудов, перитонит, печеночная колика и др. Рвота при эндокринологических болезнях. Рвота центрального характера. Дифференциальная диагностика. Действия на вызове. Показания к госпитализации. Лечение. Особенности проявлений у детей.
10.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении рожи. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики.
Раздел 11. Дифференциальная диагностика желтух.
11.1. Лекция – 2 часа. Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина. Классификация инфекционных желтух. Вирусные гепатиты А, В, С, Д, Е. Хронические гепатиты. Дифференциальная диагностика. Возможные осложнения. Действия на вызове. Показания к госпитализации. Лечение. Особенности проявлений у детей.
11.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в гепатитном отделении. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Интерпретация маркеров вирусных гепатитов. Интерпретация биохимических показателей.
Раздел 12. ВИЧ-инфекция.
12.1 Лекция – 2 часа. ВИЧ-инфекция. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Группы риска. Классификация. Клинические проявления. Аппортунистические инфекции. Методы диагностики. Психологическая поддержка пациентов. Лечение. Профилактика. Превентивное лечение. Противоэпидемические мероприятия.
12.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении ВИЧ-инфекции. Уход за больными. Подготовка больного к диагностическим исследованиям. Предупреждение передачи ВИЧ. Тактика при аварийных ситуациях. Психологическая поддержка.
Раздел 13. Трансмиссивные инфекции.
13.1. Лекция – 2 часа. Малярия, эпидемический сыпной тиф, болезнь Брилля, возвратный тиф, энцефалиты, геморрагические лихорадки. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Осложнения тропической малярии. Методы диагностики. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Дезинсекция очага. Химиопрофилактика. Диспансерное наблюдение. Действия на вызове. Показания к госпитализации. Дифференциальная диагностика. Транспортировка больных. Роль сбора эпидемиологического анамнеза в ранней диагностике тропических болезней.
13.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в разборочно-диагностическом отделении больницы. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики.
Работа в отделении реанимации.
Раздел 14. Дифференциальная диагностика катарально-респираторного синдрома.
14.1 Лекция – 2 часа. Корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, коклюш, скарлатина, инфекционный мононуклеоз. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Особенности течения у взрослых. Методы диагностики. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Дифференциальная диагностика сыпей. Показания к госпитализации. Транспортировка больных.
14.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении капельных инфекций. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики. Меры защиты персонала.
Раздел 15. Дифференциальная диагностика менингеального синдрома.
15.1. Лекция – 2 часа. Дифференциальная диагностика менингитов. Классификация. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Осмотр больного. Действия на вызове. Лечение. Показания к госпитализации. Транспортировка больных.
15.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении менингококковой инфекции. Курация больных. Участие в обходах, проведении люмбальной пункции. Техника проведения люмбальной пункции. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики.
Раздел 16. Актуальные паразитарные болезни. Гельминтозы.
16.1. Лекция – 2 часа. Общая характеристика паразитарных болезней. Амебиаз. Балантидиаз. Лямблиоз. Токсоплазмоз. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Общая характеристика гельминтозов. Тениаринхоз. Тениоз. Эхинококкозы. Дифиллоботриозы. Описторхозы. Трихинеллез. Фасциолезы. Аскаридоз. Трихлцефалез. Стонгилоидоз. Гименолепидоз. Энтеробиоз. Клиника, диагностика, лечение, профилактика.
16.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении пищевых токсикоинфекций. Курация больных. Участие в обходах. Назначение и обсуждение лечения. Проведение дифференциальной диагностики. Либо работа в гепатитном отделении.
Раздел 17. Неотложные состояния при инфекционной патологии.
17.1. Лекция – 2 часа. Инфекционно-токсический шок. Острая надпочечниковая недостаточность. Острая дыхательная недостаточность. Обезвоживание и гиповолемический шок. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Печеночная кома. Острая почечная недостаточность. Отек и набухание мозга. Клиника, диагностика, патогенез. Действия на вызове. Лечение. Показания к госпитализации. Транспортировка больных.
17.2. Практическое занятие – 4 часа. Работа в отделении реанимации.
Раздел 18. Вирусные инфекции дыхательных путей. Бактериальные инфекции дыхательных путей.
18.1. Лекция – 3 часа. Грипп. Аденовирусная инфекция. Парагрипп. Риновирусная инфекция. Риносинцитиальная инфекция. Энтеровирусные инфекции. Грипп птиц. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Действия на вызове. Показания для госпитализации. Транспортировка больных.
18.2. Лекция – 3 часа. Дифтерия. Ангины. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Дифференциальная диагностика с инфекционными и неинфекционными заболеваниями. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Специфическая профилактика.
Раздел 19. Инфекции наружных покровов. Зоонозы.
19.1. Лекция – 3 часа. Сибирская язва, рожа, столбняк, бешенство. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Лечение. Профилактика. Действия на вызове. Показания для госпитализации. Транспортировка больных. Противоэпидемические мероприятия в очаге.
19.1 Лекция – 3 часа. Бруцеллез, ящур, лептоспироз, ГЛПС, туляремия. Место в структуре инфекционной заболеваемости. Распространенность. Этиология. Эпидемиология. Клинические проявления. Методы диагностики. Лечение. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге. Действия на вызове. Показания для госпитализации. Транспортировка больных.
Раздел 20. Дифференциальная диагностика экзантем. Дифференциальная диагностика лимфаленопитий.
20.1. Лекция – 3 часа. Экзантемы при различной инфекционной патологии: мононуклеозоподобный синдром, корь, краснуха, скарлатина, инфекционный мононуклеоз, энтеровирусная инфекция. Дифференциальная диагностика с неинфекционной патологией.
20.2. Лекция – 3 часа. Лимфаденопатии при различной инфекционной патологии. Дифференциальная диагностика с неинфекционной патологией.
21.1. Практическое занятие – 6 часов. Работа с выездными инфекционными консультативными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
22.1. Практическое занятие – 6 часов. Работа с выездными инфекционными консультативными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
23.1. Практическое занятие – 6 часов. Работа с выездными инфекционными консультативными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Экзамен.

24

24.1. Тестовый контроль.
24.2. Собеседование. Решение практических ситуационных задач.

3 часа

3 часа

6 часов

Студент должен знать: предмет эпидемиологии, учение об эпидемическом процессе;
эпидемиологический метод, включающий ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ, типы эпидемиологических исследований;
уровни профилактики (первичный, вторичный, третичный) заболеваемости инфекционными болезнями;
инструктивно-методические документы и правовые основы, регламентирующие профилактическую и противоэпидемическую работу в лечебном учреждении, порядок оформления документации;
клинику, диагностику, возможные осложнения и лечение наиболее распространенных инфекционных болезней.
Уровень компетентности: после проведенных занятий оценивается уровень знаний студента в вопросах эпидемиологии, профилактики, клиники инфекционных болезней.
Коммуникативность: оценка уровня общения студента с преподавателем. (Вступление в диалог, высказывание своего мнения по ряду вопросов, основанного на теоретических знаниях).
Перечень практических навыков, необходимых для освоения дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии».

  1. Правила поступления, приема и размещения инфекционных больных в стационаре.
  2. Оформление медицинской документации на поступающего больного.
  3. Изучение правил внутреннего распорядка инфекционных отделений.
  4. Порядок сдачи и приема дежурств.
  5. Прием передач больным. Сообщение сведений родственникам больных.
  6. Техника взятия крови из пальца и вены больного на серологические реакции.
  7. Техника посева крови для выделения гемокультуры при различных инфекционных болезнях.
  8. Техника взятия, транспортировка и посевы кала для выделения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов.
  9. Техника взятия и транспортировки материала при исследовании на холеру.
  10. Участие в проведении люмбальной пункции. Направление ликвора на лабораторные исследования.
  11. Посевы мочи.
  12. Дуоденальное зондирование и посевы желчи для выделения брюшнотифозных бактерий.
  13. Забор материала (кал, смыв из ротоглотки, кровь) на вирусологическое исследование.
  14. Взятие мазков слизи из глотки и носа для исследования на наличие менингококков.
  15. Техника постановки кожных аллергических проб и оценка их результатов.
  16. Обязанности фельдшера, как помощника врача, во время выполнения ректороманоскопии.
  17. Техника приготовления мазка и толстой капли крови.
  18. Техника внутримышечных инъекций антибиотиков. Внутривенное введение лекарственных препаратов.
  19. Техника внутривенных капельных вливаний.
  20. Дозировка и методика введения лечебных сывороток, вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов.
  21. Правила хранения сывороток, вакцин, антибиотиков, бактериофагов.
  22. Освоение правил и методов ухода за тяжелоольными.
  23. Кормление тяжелобольных и техника искусственного питания инфекционных больных.
  24. Измерение температуры и ее запись в температурных листах.
  25. Заполнение карты экстренного извещения об инфекционном больном, карты о внутрибольничной инфекции.
  26. Дезинфекция испражнений, суден, горшков, предметов обихода.
  27. Гигиеническое содержание, текущая и заключительная дезинфекция боксов и палат.
  28. Техника промывания желудка.
  29. Техника очистительных клизм, лечебных гипертонических и сифонных клизм.
  30. Техника удаления (отсос) аспирационных масс их дыхательных путей больного. Установление больного в положении «дренажа».
  31. Производство искусственного дыхания – «рот в рот», ручного, аппаратного. Техника интраназального введения кислорода.

Формы промежуточного контроля:

Тема

Вид контроля

Сроки проведения

Эпидемический процесс и организация противоэпидемических мероприятий в очаге

Тест / Собеседование

1 занятие

Иммунопрофилактика инфекционных болезней

Тест / Собеседование

2 занятие

Внутрибольничная инфекция

Тест / Собеседование

3 занятие

Зачет по эпидемиологии

 

5 занятие

Вирусные гепатиты

Тест / Собеседование

11 занятие

ВИЧ-инфекция

Тест / Собеседование

12 занятие

Экзамен

Тест / Собеседование/ Решение ситуационных задач

24 занятие

Рекомендуемая литература:
1. Основная литература:
- Руководство по скорой медицинской помощи. Национальный проект здоровья. С.Ф. Багненко, А.Г. Мирошниченко, А.Л. Верткин, М.Ш. Хубутия. М.: «ГЕОТАР-Медиа», 2007. – 787с.
- Эпидемиология: Учебное пособие. Н.Д. Ющук, Ю.В. Мартынов. – М.: Медицина, 2003. – 448с.
- Инфекционные болезни. Учебная литература для студентов медицинских вузов. Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгеров. – М. Медицина, 2003. – 543с.
2. Дополнительная литература:

- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 2-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Иммунопрофилактика – 2000 (Новый справочник) / Под ред. В.К. Таточенко, Н.А. Озерецковского. – М.: «Остоженка инвест», 2000. – 176с.
- Приказ об организации выездных инфекционных консультативных брагад №813 от 1.06.07г.
- Инфекционные и паразитарные болезни. Методические пособия под ред. Н.Д. Ющука, М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006, 5 т.

Средства обеспечения освоения дисциплины.
Тесты, ситуационные задачи, слайды, учебные видиофильмы, CD DVD фильмы.